пʼятницю, 2 березня 2012 р.

ЖУКОВ (БАЛУЕВ) - Я БОЮСЬ МЕДВЕДЯ - А МЕДВЕДЬ В ТАЙГЕ...


Коньком Александра Балуева всегда были роли сильных, уверенных в себе мужчин, да и сам актер явно не робкого десятка. Однако сыграть Жукова способен разве что человек по-настоящему отчаянный и рисковый — уж больно велика вероятность того, что смельчака после его работы загрызут критики, сравнивая легендарного маршала в новой интерпретации с канонической версией в исполнении Михаила Ульянова, пишет «Комсомольская правда». Ульянов сыграл полководца в 16 фильмах и настолько слился со своим образом, что, пожалуй, найдутся в нашей стране люди, которые, увидев две фотографии — Жукова реального и Жукова — Ульянова, — не сразу сообразят, на какой из них изображен настоящий ­военачальник. Впрочем, Балуев, признавая эпохальность работы Ульянова, атаки критиков не боится.

— Я считаю, что Михаил Александрович сыграл эту роль уникально, неповторимо, у меня не было задачи даже приблизиться к этому уровню, — объяснил актер, с которым мы встретились на съемках картины. — Другое дело, что материал позволял мне показать Жукова скорее не в его профессиональной деятельности, а в его жизни, в ее второй половине, скажем так, послеславной. А вот если бы мне предложили сыграть Жукова в каком-нибудь подобии «Освобождения», то я бы точно отказался. Потому что Михаил Ульянов именно такого Жукова уже сыграл, и лучше это точно никто не сделает.
— Играть исторического персонажа, особенно такого масштаба, сложнее, чем персонажа вымышленного?
— Некая ответственность, конечно, есть. Я вообще не люблю ответственность за то, что делаю, но здесь я вынужден ее нести, потому что играю человека, которого многие любят, перед которым преклоняются, который сделал для этой страны очень многое.
— Чувствуется, что эта фигура до сих пор людям интересна. В чем феномен Жукова?
— Во времени. Жил бы он в другое время, в мирное — может, и феномена бы никакого не было. Он — абсолютный человек войны. В этом его и феномен, в этом, как мне кажется, его и счастье, и несчастье... Его жизнь совпала с Великой Отечественной войной, со всеми этими катаклизмами в истории нашей страны. И он именно в них себя проявил.
— Для вас лично Жуков — это кто?
— Не могу сказать однозначно. Я не хочу разбить какой-то героический образ! Но с течением времени этого человека канонизировали, превратили в божество, которым он не являлся. Да, он сделал большое дело, великое дело. И, кстати, не он один. Ну вот выиграл человек ту или иную битву. А я размышляю, какими способами он ее выиграл, ценой какого количества человеческих жизний. Да, я живу в стране, которая, как мне хочется верить, не воюет и больше воевать не собирается. Но я хочу понять: мы побеждали умением или числом, шапкозакидыванием, поголовьем? И вообще, можно ли научить кого-то воевать или это талант?
— Принято считать, что русские этим талантом обладают.
— Ну, судя по сегодняшней истории, мы воевать не очень-то умеем. Да, как-то воюем — но то ли это война, то ли бизнес-план, то ли еще что-то... Я, наверное, чудовищные вещи говорю, но ведь за этим жизни человеческие стоят! Я надеюсь, что те люди, которых мы в этом фильме сыграли, не были, говоря современным языком, замазаны в политиканских разборках. Более того, мне хотелось бы зрителям с помощью этого фильма рассказать, как Жукова в послевоенное время пытались втянуть в политику, чтобы использовать его популярность, а он отказывался. Он, Жуков, в эти политические игры не играет.
— Вы уверены, что все было именно так?
— Для меня, если честно, это не так важно. Но как человеку мне хотелось бы, чтобы он был именно таким. Не влезающим во всю эту грязь...
— ...и даже слегка потерявшимся в мирное время...
— Не то что слегка — совсем потерявшимся! Его же лишили почти всего! И психологически ему было тяжело — уже некем командовать, некого в атаку вести... Знаете, трагедия нашей страны в том, что мы большую часть своей истории провели в войне. Хочется, чтобы хотя бы будущие поколения в этой стране жили по-другому. Может, и данный фильм как-то на это повлияет.
— Тем не менее вы военных играете часто...
— Да, но, знаете, я все-таки не военный человек, мне вообще сложно ходить строем. А то, что много военных было в моей фильмографии, означает, что я давно с этим борюсь...
— А ведь получаются у вас военные отменно.
— Стараемся (улыбается). Но все равно военный — это не мое существо, это все время борьба с собой.
— Что все-таки стало для вас основным аргументом, когда надо было решать, соглашаться на роль или нет?
— Основной аргумент — сценарий. В нем я нашел аргументацию, для чего мне это нужно и для чего это нужно современному телезрителю. История — очень живая вещь. Абсолютной правды даже о таком в общем-то относительно недавнем периоде мы уже точно не узнаем. Ну так уж у нас в стране заведено. Мне хотелось, чтобы этот человек сошел с пьедестала. Он ведь все равно на пьедестале останется, сбрасывать его оттуда — идиотизм. Жуков давно уже в нашей истории, ее такой надо либо принимать, либо нет. Переписывать историю не нужно. Ее нужно, скажем так, разгадывать. Искать какие-то грани. Как профессионала Жукова великолепно показал Михаил Ульянов, но в фильмах с его участием почти не было человека. В нашем фильме это есть.
— Ваше отношение к Жукову в процессе съемок изменилось?
— Понимаете, Георгий Константинович не является моим кумиром, он не формировал меня как личность. Я совершенно не пытался строить свою жизнь под Жукова. Но кино должно быть про людей. В этом фильме есть и герой, существующий в нашей истории, и реальный человек. И вот как в нем уживалось это — и героическое, выражающееся в победах, в служении Родине, и человеческое. То, например, как он поступал с женщинами. Хотим ли мы эти поступки оправдывать только потому, что он, Жуков, — герой? Это уже зрителям решать. Например, с первой женой, которую играет Елена Яковлева, у моего героя очень сложные отношения. В жизни мы с Леной друзья, но, несмотря на это, бывало так, что я приходил в гримерку, а она со мной не здоровается. Чувствовал — к эпизоду готовится!
— Что вас в Жукове как в человеке привлекает?
— То, что он умел дружить, то, что не любил политику.
— А то, как он строил свою личную жизнь?
— Личная жизнь — личное дело. Да, у него было много женщин. И как это оценивать? Приветствуется это в нашем обществе или нет? Пусть общество решает. Но было именно так — большое количество женщин, любимых — существенно меньше. Надо ли это показывать в фильме про героя? Я считаю, надо. Думаю, что людям это интересно.

2 коментарі:

володимир сказав...

Александр Балуев - один из тех актеров, кто прочно и при этом незаметно обосновался в российском кино. Если бы еще лет десять назад кто-нибудь спросил, что он за актер, то пришлось бы консультироваться у специалистов или погружаться в специальные справочники. А сегодня картины с участием Балуева выходят на экраны одна за другой и его знает в лицо вся страна. К тому же Балуева называют одним из секс-символов российского экрана. И пусть этот ярлык вешают у нас почти на каждого актера - все же это показатель популярности и всенародной любви.

Александр - чуть ли не первый русский актер, признанный западными продюсерами. Он сыграл в таких нашумевших блокбастерах как "Миротворец" и "Столкновение с бездной". При этом он обладает редкой для профессии актера чертой - скромностью, возможно, поэтому его имя крайне редко появляется в разделах светской хроники.

Родился Александр 6 декабря 1958 года в Москве. С детства Саша мечтал стать великим спортсменом: он хорошо играл в хоккей и хотел достичь на этом поприще больших высот. Его отец думал, что сын пойдет по его стопам и станет военным, но армейский уклад жизни был чужд Александру. И лишь любовь матери к театру, оперному искусству и балету оставила след в его душе и увлекла настолько, что по окончании школы он решил стать артистом. Целый год он работал электриком на "Мосфильме", а затем, со второй попытки, поступил в Школу-студию МХАТ, успешно закончив обучение в 1980 году.

Сразу несколько театров предложили Александру работу, но предстоящая служба в рядах Вооруженных Сил остановила его выбор на Театре Советской Армии. Прослужив в нем до 1986 года, Александр переходит к Валерию Фокину в театр имени Ермоловой. Там он играет главные роли в спектаклях "Второй год свободы", "Снег, недалеко от тюрьмы", "Калигула".

Не желая быть привязанным к одному театру и одному режиссеру, Александр в конце 80-х покидает и этот театр. Сейчас Балуева можно увидеть только в антрепризах, где, по его словам, он работает в свое удовольствие. "Я считаю, привыкание к определенному месту, к одному театру, к одному режиссеру закабаляет. Это уход актера - по своей природе, как мне кажется, довольно свободолюбивого и независимого человека - по доброй воле в рабство. В антрепризе приятнее. Там взаимоотношения более откровенные, независимые, выбранные по собственному желанию. Для любого артиста это очень важно".

По словам Балуева, девять лет после института кинорежиссеры его просто не замечали. Однако уже первые его шаги в кино были сопряжены с главными ролями. Так, в 1984 году вышел приключенческий фильм Александра Яновского "Егорка", а через пять лет - "Жена керосинщика" Кайдановского - режиссера, который стал своеобразным "крестным отцом" актера в большом кинематографе. С 1989 года Александра Балуева стали приглашать в кинопроекты все чаще. Так появились "Мусульманин" Хотиненко, где игра Балуева была отмечена премией "Ника" в номинации "Роль второго плана", потом - "Му-Му" Грымова и "Кризис среднего возраста" Сукачева.

К слову сказать, фильм "Му-Му" (1998), где Балуев исполнил главную роль, а его партнершами по площадке были Людмила Максакова и Ирина Апексимова, запомнился Александру необычностью характера его персонажа: "Для меня самое большое счастье - молчать на экране.

володимир сказав...

А если посредством молчания тебе удается еще что-то передать, на мой взгляд, это высший класс для любого артиста". По признанию режиссера, он нарочно "был с ним (Балуевым) излишне холоден. В результате в его глазах в кадре читается совершенно определенная отстраненность - та изолированность немого человека от мира, которой я и добивался".

Александра Балуева тогда оценили как профессионала, но настоящая известность пришла только после того, как его принял Голливуд, а фильмы с его участием "Миротворец" и "Столкновение с бездной" прошли с большим успехом в нашем видеопрокате. В общей сложности он провел в Штатах около трех месяцев и во всех голливудских картинах снимался со звездами: Николь Кидман, Ванессой Рэдгрейв, Джорджем Клуни, Робертом Дюваллом, Мэг Райан, Расселом Кроу.

Сейчас Балуев один из самых востребованных российским кинематографом актеров среднего поколения. Его актерский диапазон не знает границ: с такой внешностью, как у него, можно играть не только героев боевиков. В арсенале его работ абсолютно разные роли, есть даже комедийные, например, в "Идеальной паре" Аллы Суриковой. А главные роли в сериалах "Каменская", "Маросейка, 12", "Нина. Расплата за любовь", "Спецназ", "Олигарх" и "Конец века" принесли Александру поистине народную зрительскую любовь, что всегда им ценилось больше, чем присвоение звания за его заслуги.

Одна из последних киноработ актера - в картине "Затворник" режиссера Егора Кончаловского. Герой Балуева - известный писатель Константин Стрелецкий, который живет практически в полной изоляции от мира. И, по всей видимости, ему есть, что скрывать. Но отважная студентка филфака МГУ Аня Скороходова пишет диплом, посвященный творчеству Стрелецкого, а потому ей необходима полная информация о писателе. После загадочного несчастного случая - смерти личного водителя Стрелецкого - Аня начинает собственное расследование... "Я старался сыграть человека, у которого есть все и который все испытал. Все, кроме любви. Поэтому его чувство к Анне - очень сильное, непривычное, переворачивающее душу", - говорит артист.

Однако, несмотря на создаваемые на экране образы, Александр по характеру мягкий и добрый человек. Недавно он перебрался из шумного центра Москвы в подмосковную деревушку, где построил себе настоящую деревенскую избу. О таком доме в глубинке актер мечтал давно.

Супруга Балуева Мария по национальности - полька, а по профессии - журналистка. Познакомились они в Коктебеле, где Александр снимался в фильме "Ричард Львиное Сердце", а Мария отдыхала. "Мне безумно нравится, когда женщина вносит в дом тепло и уют, - говорит Александр. - Это куда важней ее социального статуса. Одного не понимаю и не принимаю - это женщину в политике и в кикбоксинге! Мне кажется, что уже достаточно было укладывальщиц рельсов и асфальта, этого позора нашей страны! Женщина должна пробудить естественную востребованность мужчины. Если она каким-то образом дает понять, что нуждается в моей защите, я встану "с печи". А такие вещи как ум и внешность мне уже не так важны. Энциклопедические знания лишь отпугнут, обложечная красота оставит равнодушным. Мне нужна неправильность".