Ни для кого не секрет, что одна из самых характерных черт любого масштабного проекта в нашей стране — изобилие в нем (или вокруг него) всевозможных непрозрачных схем, которые любое, даже самое позитивное начинание безвариантно сводят к банальному растягиванию бюджетов. Ладно, если бы великие цели, под которые выделялись эти самые бюджеты, хоть как-то реализовывались. Но способность исказить любую идею до неузнаваемости — это свойство, за которое нас еще спросят потомки, чьим будущим мы уже сейчас умело распоряжаемся.
Стоит ли говорить, что такой глобальный проект, как переход на цифровое телевидение, уже по определению не может обойтись без алогизмов, при которых сама идея нового телевидения дискредитируется. И дело здесь даже не столько в непрозрачности распределения лицензий на цифровое вещание. Ведь в результате искусственно созданных самим государством препятствий, цифровое телевидение рискует так и не запуститься в полной мере…
Нашифровали на 350 миллионов
После окончательного перехода на цифровое телевидение обычный телевизор не сможет принимать сигнал на привычную эфирную антенну: ввиду ряда технических нюансов цифровой сигнал нужно суметь правильно «перевести» на язык стандартного телевизора. Делается это с помощью цифровых декодеров, благодаря которым телевизор сможет заново радовать своих хозяев изображением.
В 2008 году Украина сделала выбор технологии развития цифрового телевидения — принят стандарт DVB-T. Сразу после этого производители телевизоров специально под нас стали оснащать свои модели встроенным декодером именно этого стандарта. В результате практически каждый покупатель нового телевизора автоматически оказывался подготовленным для перехода страны на цифровое телевидение: для этого достаточно было выполнить незначительные настройки своего телевизора.
Но, как известно, Украина не ищет легких путей. Казалось бы, что может быть проще и правильней для чиновника, чем сделать все по закону? Тем не менее весной 2011 года Нацсовет по вопросам телерадиовещания самостоятельно изменил технологические параметры будущего цифрового телевидения, заменив установленный Кабмином стандарт DVB-T на несертифицированный в Украине DVB-T2. Ввиду того, что эти стандарты не совместимы один с другим, все без исключения декодеры, которые были вмонтированы в новые телевизионные приемники, оказались непригодными. Иными словами, если потребитель купил декодер (как отдельный аппарат, так и встроенный в телевизор), ему все равно придется приобретать еще один, настроенный под новый технический стандарт DVB-T2.
Несмотря на относительную дороговизну таких декодеров (в Великобритании, где также внедряется вещание в DVB-T2, цены стартуют с 99,99 фунтов) рынок рано или поздно сделал бы свое дело, и стоимость такой приставки пришла бы к каким-то реальным для нашей страны значениям. Однако, как показали дальнейшие события, наличие свободной конкуренции на этом рынке не входило в планы украинских чиновников.
Так, осенью 2011 года Нацсовет по вопросам телерадиовещания принял решение о шифровании цифрового телесигнала. Шифрование телесигнала по сути означает, что он может быть принят с помощью конкретного вида декодеров конкретного производителя. Это, в свою очередь, устраняет с рынка всех производителей кроме тех, которые будут навязаны государством. Понятно, что в таких условиях о конкуренции разговора быть не может — единственный поставщик фактически становится монополистом рынка приемных устройств и может единолично устанавливать цены и диктовать иные условия.
В конце прошлого года эта схема получила логическое продолжение: в законе о государственном бюджете на 2012 год отдельной статьей выделено 350 млн. 120 тыс. гривен на закупки декодеров для населения. В условиях монополизации рынка несложно догадаться, кому пойдут эти самые 350 млн. И не исключено, что и схема вся задумывалась именно для того, чтоб освоить эти деньги.
Но вот только как это соотносится с антимонопольным законодательством? Ведь кроме того, что государство искусственно ограничило рынок предложений декодеров, так еще и за государственный счет принялось финансировать деятельность частных компаний, которые и занимаются цифровым вещанием. Понятно, что при отсутствии государственных субсидий расходы на установку декодеров должны ложиться не в последнюю очередь на собственника украинской цифровой сети — частную компанию «Зеонбуд», а также на телеканалы, которые заинтересованы, чтобы их смотрели в цифровом формате.
Антиконкурентное субсидирование
Основой антимонопольного законодательства является Конституция, согласно которой государство, кроме обеспечения защиты конкуренции, обязано всячески пресекать как незаконное ограничение конкуренции, так и недобросовестную конкуренцию.
Специальным конкурентным законодательством установлены и особые правила для случаев, когда само государство вводит конкурентные ограничения. В частности, закон прямо запрещает любые действия каких-либо органов власти, которые могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.
Ввиду того, что ограничение рынка предложений приемных устройств для цифрового телевидения основывается на решении Нацсовета по вопросам телерадиовещания, то этот орган (а также отдельные чиновники) и должен привлекаться к ответственности за нарушение конкурентного законодательства. А если позже выяснится, что на основании этого решения государство закупило декодеры по невыгодным ценам, то современная практика возбужденных уголовных дел дает массу примеров того, чем это может закончиться.
Но есть еще один нюанс, связанный с действием конкурентного законодательства.
Вопросы государственного субсидирования покупок для населения декодеров цифрового эфирного ТВ периодически поднимаются практически в каждой европейской стране. Дело в том, что такое субсидирование с самого начала вызвало в Европе ряд судебных споров, результаты которых оказали серьезное влияние на развитие цифрового ТВ. И одним из основных здесь является разбирательство относительно субсидирования покупок декодеров в Италии, начавшееся еще в 2004 году, последнее решение по которому принято летом 2011 года.
Госзакупки: европейский опыт
В 2004 г. итальянское правительство решило выделить субсидии на покупку населением декодеров цифрового ТВ на общую сумму 110 млн. евро. Выделение денег только для цифрового эфирного телевидения возмутило спутниковых вещателей. Их претензии понять несложно: с какой такой радости государство за счет налогоплательщиков финансирует развитие только эфирного телевидения? Почему аналогичным образом не финансируется, к примеру, спутниковое ТВ?
28 июля 2011 г. Европейский суд справедливости вынес окончательное решение, постановив, что предоставление государством помощи потребителям только цифрового эфирного телевидения является нарушением правил конкуренции. По мнению суда, предоставление потребителям мультиплексов субсидий для приобретения приставок привело к экономическим выгодам компании, вещающей в цифре, так как позволило им укрепить свои рыночные позиции за счет государства в сравнении с иными конкурентами.
В решении суда отдельно сказано, что подход отбора, основанный на технологических характеристиках в пользу технологий цифрового эфирного вещания, в отличие от спутниковых технологий, привел к искажениям конкуренции, и, как следствие, данная мера не может считаться совместимой с функционированием свободного рынка и свободной конкуренции.
В результате суд обязал частные компании вернуть Италии потраченные на приобретение декодеров деньги.
Много лет спустя Украина решила наступить на те же грабли, и пошла заведомо противоправным путем.
Как будут развиваться дальнейшие события вокруг цифрового телевидения в Украине остается лишь догадываться. К сожалению, отсутствие какой-то единой стратегии, помноженное на коррупцию, не дает поводов для оптимизма относительно будущего цифрового ТВ. Тем не менее нужно надеяться, что многочисленные палки в колеса, которые само государство себе же и вставляет, не смогут лишить зрителей возможности просмотра телеканалов, потому что их информационная политика будет более честной и открытой, чем мы можем наблюдать сегодня.
Данил ГЕТМАНЦЕВ, кандидат юридических наук, доцент:
— При всех недостатках в Украине все же сумели построить цифровую сеть и даже запустили ее в работу, что давало определенные поводы для оптимизма. Но принятые решения о шифровании цифрового телесигнала в итоге могут свести на нет все то условно позитивное, что уже было сделано на этом пути.
Очевидно, вопросами монополизации рынка декодеров для приема цифрового ТВ обязан заняться Антимонопольный комитет. Созданные Нацсоветом искусственные ограничения в доступе к этому рынку прямо конфликтуют с требованиями конкурентного законодательства. В итоге это может закончиться для Украины и санкциями в рамках процедур ВТО, и даже уголовными делами.
Выделение в госбюджете более 350 млн. грн. на покупку цифровых декодеров для населения может расцениваться как государственная дотация в бизнес провайдера мультиплексов. С экономической точки зрения цифровое телевидение — это обычный бизнес-проект, к которому государство не имеет никакого отношения. Цифровой провайдер «Зеонбуд» — обычная частная компания, являющаяся посредником между каналом и зрителем и получающая за это немалые деньги. Отсутствие у такого посредника зрителей может привести к отказам телеканалов от дальнейшего сотрудничества, а следовательно, к убыточности этого проекта в целом.
В этой связи конкурентное законодательство ставит вполне резонный вопрос: почему бизнес эфирного провайдера получает бюджетные дотации, тогда как спутниковые или кабельные провайдеры никаких преференций не имеют? Ответа на этот вопрос нет, и, судя по всему, никогда не будет.
Юрий Крайняк
«Зеркало недели. Украина»
4 коментарі:
Польський Гельсінський фонд з прав людини (HFPC) звернувся до Національної ради з питань радіо й телебачення (KRRiT) із запитом щодо інформації, яка стосується визнання концесії на мовлення у рамках мультиплексорів цифрового наземного телебачення. Застереження фонду викликає «брак прозорих критеріїв» під час проведення конкурсу, в результаті якого відмовлено в наданні такої концесії компанії TV Trwam.
HFPC поінформував, що надіслав до голови KRRiT вимогу забезпечити прозорість процесу надання концесії для мовлення на мультиплексах.
Фонд попросив детальної інформації щодо процедури надання концесії телемовникам для здійснення трансляції у рамках мультиплексів цифрового наземного телебачення.
«Особливі застереження HFPC викликав брак публічного оприлюднення прозорих критеріїв вибору телемовників у конкурсі, який проводився KRRiT у квітні 2011 р., коли було відмовлено в наданні концесії мовникам таких телеканалів, як TV Trwam, Superstacja або TVN Meteo», – підкреслено у зверненні.
HFPC звернув також увагу, що KRRiT не надав детального обґрунтування ухвалених концесійних рішень.
http://www.telekritika.ua/media-corp/lyudi/2012-01-23/68908
Тетяна Чорновіл: «Влада майже не реагує на журналістські розслідування» // Світлана Остапа для «Телекритики» 23.01.2012
Журналістка балотуватиметься до Верховної Ради, щоб там було менше корупціонерів, і закликає однодумців робити так само
Компанія «Зеонбуд», що є провайдером загальнонаціональних цифрових мультиплексів МХ-1, -2, -3, -5, хоче впровадити пакет платних каналів. Цю інформацію журналістам підтвердив генеральний директор «Зеонбуду» Віктор Галич.
Як розповів пан Галич «Телекритиці», компанія вже веде попередні переговори. «Це переважно іноземні мовники, наприклад, Discovery, - те, що люди люблять дивитися», - сказав він. При цьому нинішні 32 канали (28 загальнонаціональних та чотири канали регіонального мовлення) залишатимуться безкоштовними, наголосив він.
За його словами, ємність мережі «Зеонбуду» дозволяє додати ще до 20 каналів у чотири мультиплекси. «Якщо виходити з того, що всі канали будуть стандартної якості (SD), то крім 32 каналів ми зможемо додати ще 20 каналів. Якщо буде HD, тоді виходить менша кількість, адже там швидкість потоку втричі більша», - пояснив пан Галич.
Слід зазначити, що нині всі загальнонаціональні телеканали, які мають ліцензії на місця в мультиплексах «Зеонбуду» і вже мовлять в мережі (а це поки що 22 телекомпанії) надають свій сигнал в SD, хоча, як відомо, вісім компаній мають ліцензії на мовлення в HD: «Інтер», «Україна», «Кіноточка» (канал медіагрупи «Україна»), ТОНІС, «Мега», Enter music, «MTV-Україна», «Банк ТV». Ще двох HD-мовників за результатами цифрового конкурсу не було визначено.
«У цьому питанні є свої нюанси. Якщо виділяти канал в HD, то це втричі дорожче для мовника, тому що втричі більший об'єм потоку. Також це технічно незручно нам як оператору, якщо цей канал не 24 години на добу виходить в HD, а тільки окремі програми транслює в HD», - пояснив Віктор Галич.
Коли в провайдера з'явиться платний контент, поки сказати складно. «Для того, щоб такий пакет сформувати, ми вже ведемо попередню роботу. Але ми це можемо зробити тільки після того, як Національна рада дасть нам офіційний документ, що нам дозволено розширити пакет», - зазначив керівник «Зеонбуду».
Пан Галич поки не може сказати, чи планується виділити для платного пакету окремий мультиплекс або два, а існуючих ліцензіатів розподілити між іншими трьома (двома) мультиплексами.
Кількість користувачів цифрового платного телебачення в Росії за підсумками 2011 року становить 10,3 млн домогосподарств (проникнення 19%), що на 3,5 млн абонентів більше, ніж попереднього року. Такі дані наведено у звіті аналітичного агентства Telecomdaily, повідомляє РІА «Новости».Загальне проникнення платного телебачення, за даними Telecomdaily, у Росії становить 26 млн домогосподарств, тож на цифрове телебачення припадає майже 40%.За словами генерального директора Telecomdaily Дениса Кускова, обсяг російського ринку платного цифрового телебачення за підсумками 2011 року становив 16 млрд рублів ($530 млн), що на 25% більше, ніж попереднього.За прогнозом пана Кускова, за підсумками 2012 року аудиторія платного цифрового телебачення у Росії зросте до 14 млн домогосподарств.Понад 95% усього ринку платного цифрового телебачення контролюють п'ять найбільших операторів.Найбільший російський супутниковий оператор «Триколор ТВ» за минулий рік набрав близько 2 млн нових передплатників. Його частка ринку абонентської бази становить 72,8% за підсумками 2011 року.На другому місці - один з найбільших телекомунікаційних операторів Росії «Ростелеком», який піднявся з четвертої позиції в рейтингу на другу, набравши 400 тис. нових абонентів (частка 6,8%).Інші місця в першій п'ятірці займають супутникові оператори «НТВ+» (6,3%), «Орион Экспресс» (5,5%) та кабельний «Акадо» (4,9%), причому за рік суттєво набрати нових передплатників вдалося лише оператору «Орион Экспресс».Успіхи «Триколор ТВ» пояснюються орієнтацією на широке охоплення та низький ARPU (середній дохід на одного користувача) в розмірі 50 рублів ($1,66) на місяць. Для інших великих гравців середній ARPU становить близько 320 рублів ($10,6) на місяць.Десята частина абонентів цифрового платного телебачення Росії (1 млн домогосподарств) зосереджені в Москві (зростання за рік на 110 тис., проникнення 25%), де лідирують «Акадо» (частка 48%), «Билайн», «НТВ+» та МТС.У Санкт-Петербурзі платним цифвровим телебаченням користуються 270 тис. домогосподарств (зростання на 90 тис., проникнення 15%), а найбільшу частку ринку контролює оператор «Триколор ТВ» (частка 38%).За даними іншої аналітичної компанії J'ason&Partners Consulting, абонентська база послуг платного телебачення в Росії за підсумками 2011 року нараховувала 24 млн домогосподарств (проникнення 45%), зрісши за рік на 9%. За технологіями лідирують аналогове кабельне телебачення (платне і багатоканальне соціальне), на яке припадало 56%, на супутникове припадало 30%, цифрове кабельне - 10%, IPTV - 5%.
Дописати коментар