Те процессы, которые сегодня происходят в мировой экономике, уже
нельзя называть «кризисом». Происходящее — это очень серьезные перемены,
ощутимая трансформация нашей жизни, когда одна форма не просто сменяет
другую, а происходит переход в новое состояние. Фактически уже заметны
изменения в самой экономической системе. Доллар все явнее перестает быть
главной валютой.
Посмотрим на это с точки зрения обывателя. Что
для него означат трансформация? С моей точки зрения, стремительно
переформатируется то, что мы называем качеством жизни. Образ жизни и его
качество трансформируются со знаком «минус». Обыватель считает, что все
беды идут от того, что мы будем жить хуже. То есть от чего-то придется
отказаться.
В потребительском обществе доминирует образ успешного рантье. Огромное
число людей, которое принимало идеологию рантье — возьми деньги, сыграй
на бирже и заработай еще, потому что деньги делают деньги, теперь
проигрывают. Все события последнего времени – это уничтожение слоя
спекулянтов.
председатель правления Балтийского института стратегических исследований
Игорь Злотников
Сезон 1
Игорь Злотников
Сезон 1
Режабек Борис Георгиевич
Биофизик, директор Института ноосферных разработок и исследований
Ведущая: Ученые имеют различные мнения о кризисе:
некоторые говорят, что кризис – это просто модное слово. Люди очень
часто повторяют: «Да, кризис у нас везде», - но не понимают, что же это
такое и каковы его причины. Некоторые рассматривают кризис как
переходный этап, рождение чего-то нового на очередном витке эволюции.
Какого Ваше мнение о путях развития человечества?
Если позволите, я хочу начать с биологии.
Это очень хорошая тема: она мне близка, так как я по призванию биофизик, и эти вещи меня всегда очень интересовали. В истории Земли, в истории биосферы было много таких кризисов. Первым кризисом можно назвать зарождение жизни на земле - это самая загадочная, таинственная штука: как это вдруг молекулы так скооперировались, что получились некие целостные вещи, пусть даже еще не клетки, пусть какие-то предклетки, -тем не менее, уже сообщества, поскольку была некая единая общая цель.
Между организацией биологических и социальных систем есть некоторое сходство. Конечно, к сходству этому надо относиться очень осторожно. Нельзя переносить четко организацию биосистемы, скажем, организма, на организацию общества, хотятакие идеи иногда возникают, и доморощенные философы ихочень любят. Вот скажем, сравнивать какие-то деструктивне процессы в обществе с раковой опухолью –это довольно известный прием в журналистских кругах, но в науке пока еще эти вещи обсуждаются и препарируются.
Дело в том, что человек – это существо совершенно особое, оно обладает уже не просто свободой воли, которойо бладает уже и электрон, который летит куда хочет и появляется где хочет, а эта свобода воли определяется в нем сразу, то есть представлением о мире, в котором он живет. Это крайне важная вещь. А вот, формирование ноосферы можно, конечно, уподобить в чем-то формированию организма. Это сложный процесс, отнюдь неоднозначный, во многом даже трагический. Он идет через столкновения, как говорил Вернадский, «ноосфера возникает в грозе и буре», но это процесс, который идет ко всё большему и большему усовершенствованию отношений между людьми.
Вопрос: Есть ли какие-то доказательства этому? Каким образом человеческое сообщество может преодолеть все эти удары и взрывы, и в гармоничном сотрудничестве развиваться дальше?
Я думаю, что кризисы, о которых говорять сейчас, - это совершенно реальная вещь. Конечно же, есть кризисы экологические, энергетические, демографические и социальные, но главной проблемой сейчас является то, чточеловечество никак не может подняться с уровня биологического эгоизма. И вот преодоление эгоизма, понимание того, что другие существа не менее ценны, чем ты, что они тоже разумны, и надо не только на себя тянуть одеяло, а необходимо учитывать и тех людей, те страны, те социальные группы, те религии, те народы, с которыми приходится общаться –вот это важнейшая проблема формирования ноосферы. Непросто это всё, отнюдь непросто, гораздо сложнее чем навести порядок, скажем, на коммунальной кухне, но, тем не менее, этот процессбудет идти, и я уверен, что поскольку наши идеи соответствуют ходу мирового процесса, то мы, в конечном счете, победим.
Вопрос: А каким образом можно преодолеть эти кризисные явления?
Каким образом? Техники здесь надо будет вырабатывать по ходу дела, самое главное поставить цель. Здесь нет единого подхода, потому что отношения мусульман и иудеев и межконфессиональное разделение в христианстве представляют серьезную проблему. Поэтому общего рецепта не существует, но долино бать общее направление. И оно дано. Главная задача сейчас – это преодоление эгоизма, это способность выйти за рамки своїх личных, узких, биологических или там, властных каких-то интересов и понять, какую роль ты конкретно можешь занять в этомо бщем деле и помогать, способствовать ему, двигаться вперед. Вот это очень важная вещь.
Нет здесь каких-то простих решений: здесь и международники, и политики, и философы, и просто каждый человек на своём месте может принимать участие в этой работе. Надо понять вектор, понять, что мы движемся к единому человечеству, которое пока что еще очень разделено, очень разобщено. Задача объединения человечества, объединения не на силових каких-то приемах, а на взаимном уважении –вот это главнейшая задача всего мирового мировозрения сегодня.
Вопрос: Посредством чего можно создать такую среду для человека, которая бы воспринимала эти нове идеи для дальнейшего развития?
Ну, здесь, конечно, вопрос ноосферного образования, это крайне важная вещь. Образование сегодня в России на чудовищном уровне, то есть оно, во-первых, расслоено. Есть, конечно, элитарные колледжи, элитарные университеты, где действительно дают людям знания достойные и вызывающие уважение. И в тоже время в массео бразование разрушено.
Эту среду должны создавать все люди вокруг себя. Не надо ждать, что кто-то придёт: «Бог, царь или герой», - и будет создавать нам такую среду, в которой все начнут совершенствоваться. Ничего подобного. Эту среду каждый (если он это осознает, он становится на путь ноосферного мировоззрения) начнет создавать вокруг себя, и тогда объединятся эти все вещи, как объединились когда-то клетки вместе, и появится нечто качественно новое. И об этом, кстати, мечтали всегда все лучшие люди человечества, начиная с Платона, через возрожденцев, через просвещенцев, хотя они уж слишком ушли в преклонение перед чисто техническими интеллектуальными решениями. Но они мечтали фактически об этом.
Вопрос: А как этого добиться?
Нужно начинать в семье, конечно, прежде всего, ну и в каких-то образовательных учреждениях самого начального уровня, начиная с детскихсадов. Человеку интересно играть, человек- существо играющее, недаром даже появился трактат «НomoLudens» –человек играющий – об универсальном значении игры в человеческой цивилизации. И вот, когда человек чувствует, что он в этой игре получает какие-то результаты, когда он схватывает, достигает результата, он всегда испытывает радость.
Надо давати детям такие простые задачки, в которых они могли бы вдруг что-то открыть для себя новое. И я сам просто видел, как у детей загораются глаза, корда они вдруг начинают решать такую простую математическую задачу, и вдруг оказывается, что они сделали открытие. Пусть открытие до них уже сделано, но они-то, считают, что сделали его сами. Это очень важно.
Был такой замечательный поэт Валентин Берестов, которыйписал: «Ну-ка в сторону, карандаши, ни тетрадок, ни ручек, ни мела. Устный счет – это умное дело, наслаждение, май души. Проявляются числа во тьме, и глаза начинают светиться, а вокруг только умныелица, потому, что считаем в уме».
Вопрос: Вы говорили о том, чт очеловеком движет эгоизм, эгоистическая природа. Можно ли её изменить каким-то образом?
Можно. И я думаю, что это можно делать не с помощью генной инженерии, а скорее с помощью образования и воспитания. И, конечно же, это образование должно быть не внешним, а внутренним. Вот когда человек поймет, что у него есть некий путь развития, путь совершенствования, и будет сам искать средства продвинуться по этому пути, - вот это будет внутренним образованием. Пока он будет только под влиянием внешних приказов -иди направо, иди налево, - он не сдвинется с места, как личность он не будет расти, он не будет совершенствоваться. Это крайне важная вещь.
Я удивлен, например, каким-то странным явлениям. В 60-е годы можно было только мечтать о тех возможностях, которые сейчас имеет любой студент, любой школьник – таких, например, как Интернет, Википедия. Когда-то чтобы какую-то истину добыть, приходилось идти в библиотеку и там рыться полгода, чтобы, наконец, там крупицу какую-то найти. Сейчас я набираю любое понятие, нажимаю – а, вот, всё понятно, пожалуйста, тебе, ноосфера, пожалуйста, всё что угодно.
И вот удивительно, что такое замечательное явление отучает людей думать. То есть, когда теряется этот вкус к собственному поиску, вкус к собственным микро открытиям. А человек счастлив, когда он каждый день может сделать хотя бы маленькое, но своё открытие, чем-то овладеть новым, пусть даже навыком каким-то овладеть - научиться рисовать, научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, какую-то задачу решить. Вот тогда человек продвигается, когда человек делает такие открытия.
А это, конечно, невозможно без свободной воли, без личности, которая делает эти открытия. И уж ни в коем случае нельзя внушать детям то, что они роботы, что они полностью детерминированы. Это категорически запрещается, это вредно, это может погубить человечество в целом.
Вопрос: Как Вы считаете, какова следующая фаза развития человечества?
Я думаю, что следующая фаза будет хорошая, несмотря на все ужасы, которыми сейчас мир полон. А ужасы, я думаю, не надо объяснять, что это такое - более чем достаточно. Но, тем не менее, оптимизма терять не следует. Все-таки, что ни говори, а общее количество свободы и общее количество уважения к личности в мире увеличивается.
Вопрос: За счет чего?
И за счет образования, и за счет техники, и за счет того же интернета. Конечно, там желающие рыться по помойкам, будут лазить по порносайтам. Но это всё не то, это всё отпадет, пена, шелуха. А в человеке «Человек» неистребим
Это очень хорошая тема: она мне близка, так как я по призванию биофизик, и эти вещи меня всегда очень интересовали. В истории Земли, в истории биосферы было много таких кризисов. Первым кризисом можно назвать зарождение жизни на земле - это самая загадочная, таинственная штука: как это вдруг молекулы так скооперировались, что получились некие целостные вещи, пусть даже еще не клетки, пусть какие-то предклетки, -тем не менее, уже сообщества, поскольку была некая единая общая цель.
Между организацией биологических и социальных систем есть некоторое сходство. Конечно, к сходству этому надо относиться очень осторожно. Нельзя переносить четко организацию биосистемы, скажем, организма, на организацию общества, хотятакие идеи иногда возникают, и доморощенные философы ихочень любят. Вот скажем, сравнивать какие-то деструктивне процессы в обществе с раковой опухолью –это довольно известный прием в журналистских кругах, но в науке пока еще эти вещи обсуждаются и препарируются.
Дело в том, что человек – это существо совершенно особое, оно обладает уже не просто свободой воли, которойо бладает уже и электрон, который летит куда хочет и появляется где хочет, а эта свобода воли определяется в нем сразу, то есть представлением о мире, в котором он живет. Это крайне важная вещь. А вот, формирование ноосферы можно, конечно, уподобить в чем-то формированию организма. Это сложный процесс, отнюдь неоднозначный, во многом даже трагический. Он идет через столкновения, как говорил Вернадский, «ноосфера возникает в грозе и буре», но это процесс, который идет ко всё большему и большему усовершенствованию отношений между людьми.
Вопрос: Есть ли какие-то доказательства этому? Каким образом человеческое сообщество может преодолеть все эти удары и взрывы, и в гармоничном сотрудничестве развиваться дальше?
Я думаю, что кризисы, о которых говорять сейчас, - это совершенно реальная вещь. Конечно же, есть кризисы экологические, энергетические, демографические и социальные, но главной проблемой сейчас является то, чточеловечество никак не может подняться с уровня биологического эгоизма. И вот преодоление эгоизма, понимание того, что другие существа не менее ценны, чем ты, что они тоже разумны, и надо не только на себя тянуть одеяло, а необходимо учитывать и тех людей, те страны, те социальные группы, те религии, те народы, с которыми приходится общаться –вот это важнейшая проблема формирования ноосферы. Непросто это всё, отнюдь непросто, гораздо сложнее чем навести порядок, скажем, на коммунальной кухне, но, тем не менее, этот процессбудет идти, и я уверен, что поскольку наши идеи соответствуют ходу мирового процесса, то мы, в конечном счете, победим.
Вопрос: А каким образом можно преодолеть эти кризисные явления?
Каким образом? Техники здесь надо будет вырабатывать по ходу дела, самое главное поставить цель. Здесь нет единого подхода, потому что отношения мусульман и иудеев и межконфессиональное разделение в христианстве представляют серьезную проблему. Поэтому общего рецепта не существует, но долино бать общее направление. И оно дано. Главная задача сейчас – это преодоление эгоизма, это способность выйти за рамки своїх личных, узких, биологических или там, властных каких-то интересов и понять, какую роль ты конкретно можешь занять в этомо бщем деле и помогать, способствовать ему, двигаться вперед. Вот это очень важная вещь.
Нет здесь каких-то простих решений: здесь и международники, и политики, и философы, и просто каждый человек на своём месте может принимать участие в этой работе. Надо понять вектор, понять, что мы движемся к единому человечеству, которое пока что еще очень разделено, очень разобщено. Задача объединения человечества, объединения не на силових каких-то приемах, а на взаимном уважении –вот это главнейшая задача всего мирового мировозрения сегодня.
Вопрос: Посредством чего можно создать такую среду для человека, которая бы воспринимала эти нове идеи для дальнейшего развития?
Ну, здесь, конечно, вопрос ноосферного образования, это крайне важная вещь. Образование сегодня в России на чудовищном уровне, то есть оно, во-первых, расслоено. Есть, конечно, элитарные колледжи, элитарные университеты, где действительно дают людям знания достойные и вызывающие уважение. И в тоже время в массео бразование разрушено.
Эту среду должны создавать все люди вокруг себя. Не надо ждать, что кто-то придёт: «Бог, царь или герой», - и будет создавать нам такую среду, в которой все начнут совершенствоваться. Ничего подобного. Эту среду каждый (если он это осознает, он становится на путь ноосферного мировоззрения) начнет создавать вокруг себя, и тогда объединятся эти все вещи, как объединились когда-то клетки вместе, и появится нечто качественно новое. И об этом, кстати, мечтали всегда все лучшие люди человечества, начиная с Платона, через возрожденцев, через просвещенцев, хотя они уж слишком ушли в преклонение перед чисто техническими интеллектуальными решениями. Но они мечтали фактически об этом.
Вопрос: А как этого добиться?
Нужно начинать в семье, конечно, прежде всего, ну и в каких-то образовательных учреждениях самого начального уровня, начиная с детскихсадов. Человеку интересно играть, человек- существо играющее, недаром даже появился трактат «НomoLudens» –человек играющий – об универсальном значении игры в человеческой цивилизации. И вот, когда человек чувствует, что он в этой игре получает какие-то результаты, когда он схватывает, достигает результата, он всегда испытывает радость.
Надо давати детям такие простые задачки, в которых они могли бы вдруг что-то открыть для себя новое. И я сам просто видел, как у детей загораются глаза, корда они вдруг начинают решать такую простую математическую задачу, и вдруг оказывается, что они сделали открытие. Пусть открытие до них уже сделано, но они-то, считают, что сделали его сами. Это очень важно.
Был такой замечательный поэт Валентин Берестов, которыйписал: «Ну-ка в сторону, карандаши, ни тетрадок, ни ручек, ни мела. Устный счет – это умное дело, наслаждение, май души. Проявляются числа во тьме, и глаза начинают светиться, а вокруг только умныелица, потому, что считаем в уме».
Вопрос: Вы говорили о том, чт очеловеком движет эгоизм, эгоистическая природа. Можно ли её изменить каким-то образом?
Можно. И я думаю, что это можно делать не с помощью генной инженерии, а скорее с помощью образования и воспитания. И, конечно же, это образование должно быть не внешним, а внутренним. Вот когда человек поймет, что у него есть некий путь развития, путь совершенствования, и будет сам искать средства продвинуться по этому пути, - вот это будет внутренним образованием. Пока он будет только под влиянием внешних приказов -иди направо, иди налево, - он не сдвинется с места, как личность он не будет расти, он не будет совершенствоваться. Это крайне важная вещь.
Я удивлен, например, каким-то странным явлениям. В 60-е годы можно было только мечтать о тех возможностях, которые сейчас имеет любой студент, любой школьник – таких, например, как Интернет, Википедия. Когда-то чтобы какую-то истину добыть, приходилось идти в библиотеку и там рыться полгода, чтобы, наконец, там крупицу какую-то найти. Сейчас я набираю любое понятие, нажимаю – а, вот, всё понятно, пожалуйста, тебе, ноосфера, пожалуйста, всё что угодно.
И вот удивительно, что такое замечательное явление отучает людей думать. То есть, когда теряется этот вкус к собственному поиску, вкус к собственным микро открытиям. А человек счастлив, когда он каждый день может сделать хотя бы маленькое, но своё открытие, чем-то овладеть новым, пусть даже навыком каким-то овладеть - научиться рисовать, научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, какую-то задачу решить. Вот тогда человек продвигается, когда человек делает такие открытия.
А это, конечно, невозможно без свободной воли, без личности, которая делает эти открытия. И уж ни в коем случае нельзя внушать детям то, что они роботы, что они полностью детерминированы. Это категорически запрещается, это вредно, это может погубить человечество в целом.
Вопрос: Как Вы считаете, какова следующая фаза развития человечества?
Я думаю, что следующая фаза будет хорошая, несмотря на все ужасы, которыми сейчас мир полон. А ужасы, я думаю, не надо объяснять, что это такое - более чем достаточно. Но, тем не менее, оптимизма терять не следует. Все-таки, что ни говори, а общее количество свободы и общее количество уважения к личности в мире увеличивается.
Вопрос: За счет чего?
И за счет образования, и за счет техники, и за счет того же интернета. Конечно, там желающие рыться по помойкам, будут лазить по порносайтам. Но это всё не то, это всё отпадет, пена, шелуха. А в человеке «Человек» неистребим
5 коментарів:
Вторая волна мирового кризиса уже была. Потому что кризис Греции, Южной Европы — это и есть вторая волна мирового кризиса. Первая волна была в Соединенных Штатах. Вторая — в Европе. Она сейчас оседает. Неужели вы думаете, что 750 миллиардов евро предполагали создать резерв, чтобы спасти Грецию? Или даже Грецию с Испанией? Этот резерв создавался, чтобы спасти всю Европу (включая ту часть, которая не входит в зону евро) и тем самым сохранить стабильность мировой экономики.
Кто будет третьим, третьей жертвой кризиса — непонятно. Кто будет следующим? Может быть, даже Китай будет через некоторое время.
Но эти волны развиваются. И правильно говорят, что уже давайте забудем о волнах, потому что мир уже вступил в стадию турбулентности. Эти волны уже идут с такой частотой, что неинтересно их уже даже различать.
Мир вступил в состояние перехода из одного равновесного состояния в другое. Мы еще не знаем в какое. Этот процесс будет болезненный, и, к сожалению, мир становится менее познаваемым. Можно долго объяснять почему, но это некоего рода результат. И мы в том числе видим это в макроэкономике.
Экономический кризис - то самое время, когда социальная психология перестает быть кабинетной наукой. Скачут валютные курсы, обваливаются индексы, закрываются предприятия... И все, от банковского топ-менеджера до скромной уборщицы, задаются сакраментальным вопросом: как лично я переживу все это?
Любой кризис - это чрезвычайная ситуация. Люди могут переживать ее по-разному. Примерно 10-15 процентов занимают позицию "прорвемся" и предпочитают до последнего не замечать негативных перемен. Есть и прямо противоположная группа. Ее девиз - "все пропало, все погибли". Их тоже около 10-15 процентов. Именно эти люди являются разносчиками панических слухов и настроений. Такие тоже переживают кризис с трудом. А вот остальные 70-80 процентов населения довольно быстро адаптируются к происходящему, принимают разумные и взвешенные решения.
Что будет происходить в обществе, когда значительная его часть почувствует на себе дыхание кризиса? По прогнозам психологов, в первое время неизбежен всплеск социальной активности. Ведь когда на страже интересов отдельного человека стоит какая-то корпорация, профсоюз или политическая партия, он чувствует себя более защищенным. Это сейчас мы недоумеваем, когда смотрим по западным телевизионным каналам многотысячные толпы демонстрантов. Мы даже спрашиваем себя, что заставило их выйти на улицу. Но в ситуации обострения кризиса, когда люди будут чувствовать, что развитие событий может стать лично для них угрожающим, мы почти наверняка встретим те или иные коллективные формы протеста. Впрочем, и эта форма защиты будет существовать недолго. Рецессию не остановишь заклинаниями политиков и демонстрациями. Что будет потом?
Усиление Европейского Союза с точки зрения расширения экономической и политической интеграции в очередной раз оказывается под угрозой. Если государства-члены не начнут в ближайшее время двигаться в верном направлении, перед нами встанет серьезный риск возвращения к простой Европе, состоящей их отдельных наций, которые ведут бесконечные конфликты друг с другом. Такой исход может перечеркнуть полвека работы и общих достижений (общий рынок, свободное перемещение граждан, единая сельскохозяйственная политика, мир, стабильность и процветание), чьи достоинства особенно заметны на фоне кризисов, которые происходят повсюду в мире и зачастую вблизи от наших границ.
Разработанный в период с 2002 по 2007 год Лиссабонский договор наглядно продемонстрировал нехватку межправительственного компромисса, которая стала еще заметнее после мирового финансового кризиса.
Через несколько недель после вступления соглашения в силу правительства приняли решение начать процедуру изменения договора с тем, чтобы окончательно установить механизм оказания помощи странам еврозоны, который жизненно важен для предотвращения ее развала.
Тем не менее, принятые правительствами незначительные изменения не только не способны решить вопрос экономического руководства Евросоюза, но и не могут служить ответом на социальный кризис, который в настоящий момент переживают сразу несколько стран.
Нужно объединить все страны и народы, которые поддерживают принцип наднационального строя и принимают федеративную модель в системе нового конституционного строя: Соединенные Штаты Европы.
Предлагаемый нами метод заключается в заключении учредительного собрания, которое должно состояться осенью 2014 года и стать гарантом центральной роли Европейского парламента и Европейской комиссии, а также парламентов и правительств готовых сделать решительный шаг по направлению к Соединенным Штатам Европы государств. Принятый на этом собрании документ должен впоследствии быть принят на общеевропейском референдуме.
Нам нужно двигаться в сторону по-настоящему единой Европы, если мы хотим, наконец, найти выход из социального и экономического кризиса, который угрожает нормальной работе наших демократий.
глава «Европейского движения» в Италии
Вирджилио Дастоли
директор европейского объединения социальной экономики
Тьерри Жанте
За останні два роки українські банки перерахували в офшорні зони та на Кіпр 53 мільярди 397 мільйонів доларів.
Про це йдеться у публікації "Економічної правди".
"За валютним курсом, що діє останні три роки, це більше ніж 400 млрд грн. Для порівняння, державний бюджет на 2012 рік має доходи 367 мільярди гривень", - йдеться у статті.
Більше всього коштів перераховувалося на Кіпр - 51 мільярд 495 мільйонів доларів.
На другому місці - Британські Віргінські острови, куди було перераховано 1 мільярд 16 мільйонів доларів. Третій – Беліз, з результатом у 602 мільйони 945 тисяч доларів.
"Левову частку всіх перерахувань в офшори та на Кіпр становили операції банку "Приват". Фінустанова, яка належить Ігорю Коломойському та Геннадію Боголюбову, за 2010-2011 роки перерахувала 32 мільярди 717 мільйонів доларів", - йдеться у статті.
На другому місці серед українських банків - ПУМБ Ріната Ахметова. Ця установа за два роки перерахувала в офшори 3 мільярди 249 мільйонів доларів.
Третій - банк Дмитра Фірташа "Надра". За останні два роки цей банк перерахував на Кіпр 1 мільярд 155 мільйонів доларів.
По відношенню до доходів домогосподарств в Україні іпотека є однією із найдорожчих у світі, повідомили аналітики "Ерсте Банку".
"У порівнянні з іншими країнами світу, Україна одна з країн, у якої найвища вартість іпотечних кредитів по відношенню до доходів домогосподарств. За відсотками іпотеки від середньомісячних доходів, Київ поступається лише Москві. При цьому середньомісячний дохід киянина після оподаткування - один з найнижчих в Європі", - зазначив аналітик Іван Улітко.
За прогнозами експертів банку, у майбутньому ціни на житло будуть поступово знижуватись, оскільки доходи людей ростуть надто повільно, а кредитні ставки ніхто поки не планує знижувати, пише ТСН.
Також на вартість квартир буде тиснути загальне зменшення чисельності населення, а відповідно і попиту. Щоб купити в Україні квартиру в кредит, треба пропрацювати приблизно 22 роки.
Дописати коментар